Афганистан: память войны не стихает
15 февраля отметили день вывода советских войск из Афганистана. 17 наших односельчан принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Один из них так и не вернулся домой.
Ровно 27 лет назад Советские войска покинули Аганистан. В этот день ветераны войны, их родные и близкие чествуют память тех, кто погиб в той объявленной войне.
Среди погибших в Афганистане числится наш односельчанин Иван Белекчи, который долгое время значился в списке без вести пропавших. Однако спустя более 30 лет стала известна его судьба.
Зампредседатель комитета Александр Лаврентьев рассказал, что впервые информация о том, что в провинции Кундуз у города Ханабад живет плененный советский солдат появилась около года назад.
Окрестности города были исследованы трижды. В первый раз удалось узнать, что солдат, который жил там отзывался на имя Таджмохаммад и был женат на местной жительнице. На фотографии, которую показали афганцам, они узнали Ивана Белекчи. Позже один из горожан вспомнил, что погибшего звали Иван, а другой был уверен, что солдат приехал из Молдовы.
Поисковики узнали, что Белекчи был убит в столкновении которое спровоцировал один из местных жителей. Его похоронили на местном мусульманском кладбище возле Ханабада. Глава местной администрации предупредил, что перевезти тело на родину не получится. Талибы, которые контролируют ситуацию выступают против эксгумации.
Белекчи Иван Евгеньевич родился 30 июля 1962 года в селе Чимишкиой Вулканештского района. Окончил среднюю школу в родном селе.
На действительную воинскую службу призван 10 декабря 1980 года Вулканештским РВК.
В Республике Афганистан с февраля 1981 года, служил в воинской части 17397 водителем. Неоднократно принимал участие в боевых операциях, зарекомендовал себя дисциплинированным, хорошо подготовленным бойцом.
Рядовой Белекчи пропал без вести 23 июля 1982 года при выполнении рейса по перевозке грузов по маршруту Термез - Файзабад. В автомобиле закончилось топливо, и он остановился, не доезжая 500-600 м до военного городка Кундуз. Заправив машину, Белекчи поехал дальше, однако, не зная дороги, проехал нужный поворот и продолжал следовать по дороге, ведущей в афганский кишлак.
Организованный поиск Беликчи позволил обнаружить его машину, которую тянула на буксире лошадь и толкали 12-15 афганцев. Увидев приближение группы советских солдат, афганцы скрылись в населенном пункте. Машина была исправной, но без горючего, ключи находились в замке зажигания, кабина прострелена над дверью. Дальнейший поиск Беликчи результатов не дал.
На войне людей губит неразбериха...
Из воспоминаний
(Собрано Дмитрием Янул в ходе поисковой работы)
На фото: Иван Белекчи во время службы
Андрей Федорович Почевалов:
Белекчи Иван Евгеньевич проходил службу в 1168 зенитно-артиллерийском полку 4 мотострелковой дивизии в г. Термезе Узбекской ССР., в/ч 17397. Я в то время был начальником отдела укомплектования штаба дивизии. Т.е. согласно моих штатных обязанностей занимался учетом и комплектованием частей дивизии личным составом срочной службы.
Весной 1982 года мы получили директиву штаба ТуркВО о выделении личного состава и техники на формирование целинного батальона. В Советское время такие целинные батальоны формировались ежегодно и помогали в уборке урожая колхозам и совхозам.
Этот батальон сформировали, как и все целинные батальоны, на время.
Командование батальона создали из офицеров 114 мсд г. Самарканд, "посадили" батальон в н.п. Уч-Кизиле, что рядом с Термезом, но задачи возложили на него не вывоз сельхозпродукции с полей, а подвоз материальных средств в части 40 Армии на территорию Афганистана.
Как и многое другое, продумано все было не до конца. Нельзя (!!!) было временные формирования ввязывать в войну!
В одном из рейсов Зил-131, водителем которого был Белекчи, в районе н.п. Баглан заглох и отстал от колонны. Когда подъехало техзамыкание, машина стояла с раскрытыми дверками, вокруг валялась куча гильз. Ни солдата, ни оружия не было.
Но батальон-то дислоцировался на территории СССР!! Соответственно информация о том, что солдат пропал без вести через группу "Черного тюльпана" в штабе ТуркВО не прошла!
Прошло два месяца, целинный батальон расформировали, все книги учета уничтожили, офицеры и солдаты разъехались по своим частям, а Белекчи-то из командировки в полк не вернулся!!!
Ко мне обращается начальник штаба полка: "Что делать?"
Отправляем запрос в Самарканд - дайте хоть какую-то информацию!! Молчок!!
Пишу запрос в ОМУ ТуркВО: "Что делать?" Молчок!!
Самое главное - все всё знают, а документального основания для того, чтобы солдата признать пропавшим без вести и исключить из списков личного состава части, нет.
И только лишь через год, после неоднократных обращений на имя начальника штаба округа, мне пришло распоряжение, что "военнослужащего Белекчи И.Е. признать пропавшим без вести на территории ДРА и исключить из списков личного состава части"
Вот коротко в двух словах вся история.
Очевидцев того рейса я вам не подскажу. Ко мне обращался год назад по-моему начмед того самого временного целинного батальона с вопросом, откуда у меня столь подробная информация. Я ему ответил, и переписка прекратилась. Адрес его у меня не сохранился.
Владимир Иванович Томаков:
Я служил в этом батальоне командиром 3 взвода 3 роты. Батальон был сформирован из представителей разных частей ТуркВО в апреле-мае 1982 года, формировался как целинный батальон для отправки на целину. Но потом его перенацелили на Афганистан. Формировали его в Самарканде. Было три роты грузовых машин и одна наливников (бензовозы).
Людей и технику согнали в батальон, наверное, с десятка частей. В ротах было по 3 взвода, во взводе 24 машины и 27 солдат и сержантов (24 водителя и сержанты без машин - как запасные).
В мой взвод вошли из 2-х частей: из Чарджоу основная (я сам там служил, и все солдаты были мне знакомы) и химбатальоана (человек 7), по-моему Ташкургана.
Остальные взвода тоже формировались из разных частей.
После сформирования, нас перебросили в Термез, и уже в июне мы начали возить. Дня 3 в Союзе: загрузка, помывка, и опять за речку.
Людей практически только своих знал, с другими не было времени и познакомиться. У меня во взводе его точно не было. Но этот случай я хорошо помню. Это был один из первых случаев наших потерь.
Было это, по-моему, в районе Кундуза. Принцип движения колонны был таким: с утра дорогу проверяют саперы, потом пехота и танкисты занимают по маршруту движения опасные места, где могут обстрелять, только потом колонна едет.
Взвода все время чередовались: один день первым едет 1 вз 1 р. , второй день 2 вз и т. д. по кругу. За сутки проходили всего км 50-70. Примерно до 4-5 часов должны были становиться на ночевку: где есть наша часть (пока вертушки летали). Так и двигались.
Машины были всякие, в основном старые (у меня во взводе было 15 ЗИЛ 157 1962 года выпуска, 1 ЗИЛ 131 и 8 ЗИЛ-130), бывало и ломались.
Было такое правило, если машину в течении 5-10 минут нельзя отремонтировать, то ее брали на буксир и вперед. И получалось, что в конце колонны скапливались машины, которые где-то останавливались или ломались, а основная колонна уходила вперед. Но колонну старались не разрывать (т.е. впереди идущие машины должны быть видны, хотя по-всякому случалось), в конце шло техзамыкание, которое все машины и контролировало, и охрана.
Дату я уже не помню, но было это примерно так:
В Кундузе наших частей было много и он делился на Северный и Южный ( здесь был аэродром), мы уже заканчивали движение (уже было после 15.00 примерно) и ехали в район аэродрома. Получалось так: налево дорога шла на аэродром, а прямо - куда-то в глубину. В районе развилки стоял то ли танк, то ли БМП или БТР.
Основная колонна завернула налево. Белекчи (потом нам сказали гагауз) где -то остановился (может, что сломалось). Пока чинился, основная колонна прошла, он поехал и начал ее догонять, но налево не завернул, а поехал прямо (на развилке он, наверное, не увидел БТР, и пронесся мимо).
БТР (пока его завели!) и поехали за ним, но сразу не догнали, а потом вроде или заглохли или еще что... Пока опять завели, прошло какое-то время. Поехали искать, увидели км через 10-20, что стоит наша машина, вокруг нее душманы. Разогнали толпу из пулемета. Подъехали к машине, она исправна, в кабине полно стреляных гильз от автомата, но водителя нет. Так и не нашли.
Уже потом (наверное через несколько дней или недель) в какой-то речке выловили неизвестный труп, который был в солдатских трусах. Вроде ездили на опознание, но тело было изуродовано, все кости переломаны, неузнаваемо. (Это был не Иван - прим. редакции).
Но все это я рассказываю: то что нам рассказывали в то время по горячим следам, и что мне запомнилось...
Юра Санжаровский:
Первый раз вижу его фото! Его мы искали в ту ночь, дважды попали в засаду! Чувство вины осталось, что не смогли спасти!
Валера Крастин:
Ночью, в кишлаке Мадраса, как рассказывал Гриша Незальзов, при поиске Ивана погибли трое ребят. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ.
Юра Санжаровский:
Погибли лейтенант Самохин, сержант Аржинт, сержантт Захаров! Еще несколько бойцов были ранены. Мы даже знали в каком кишлаке его держат, но на подходе духи по нам даже с ДШК вели огонь! Только когда стемнело, вошли в кишлак. Там все и произошло! БУДЕМ ПОМНИТЬ!
Источник: edingagauz.com